"Все началось в 1995 году, когда театровед Людмила Андреевна Костенко пришла в лицей №2 читать лекции по истории отечественной культуры. Она предложила ученикам поставить спектакль…
Первая пьеса получила смешное название "Запрягайте, чудаки, веники в коляски!" От актеров-учеников четвертого класса-трудно было ожидать высокого мастерства. Но играли они с таким восторгом, а зрители смотрели на сцену с таким восхищением, что в лицее всерьез задумались о собственном театре.
Людмила Андреевна, за плечами которой был театроведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии и 25-летний опыт работы в театрах Смоленска, Кривого Рога, Днепропетровска и Днепродзержинска, предложила открыть при лицее театр-студию. После недолгих споров лицеисты назвали его "Десятым кварталом"--по номеру квартала левобережной части Днепродзержинска, где расположено их учебное заведение. Первыми преподавателями стали актеры русского музыкально-драматического теата (ныне театр им. Леси Украинки). Позже некоторых из них сменили бывшие студийцы, получившие профессиональное образование.
Лицей отдал молодому театру комнату школьника, занимавшую весь цокольный этаж соседней жилой высотки. Тогда ни преподаватели, ни их воспитанники не представляли себе, как эти неказистые темные помещения с невысоким потолком можно превратить в храм искусства.
Начали со сцены, но оказалось, что если поднять пол хотя бы на полметра, актеры упрутся головами в потолок. Поэтому решили "возвысить" зрителей-переделали пол так, чтобы он под небольшим углом поднялся от первого ряда к последнему. Вместо кресел поставили длинные скамьи со спинками. Вертикальные стояки с трубами в центре зала зашили досками. Получилось что-то вроде колонн.
В передней части зала оставили пространство для сцены. Нехитрые приспособления превращают эти несколько метров то в зеленую лужайку, то в комнатушку коммунальной квартиры, то в скользящий по волнам корабль. Минимум декораций, максимум актерского вдохновения-и зрителю все понятно.
Своими силами отремонтировали зал для репетиций, костюмерную, гримуборную-одну на всех, универсальную мастерскую, выставочный зал, фойе. Преподавателям и лицеистам помогали знакомые художники, музыканты, поэты.
На стареньком фортепиано, которое досталось театру в наследство, не было половины струн и клавиш. Его хотели выбросить, но один из добровольных помошников-композитор Николай Иванов взялся его возродить, и инструмент зазвучал…
…Зал получился камерным, всего на 36 мест. Если публики собирается больше, ставят дополнительные стулья, а на скамьях усаживаются по четверо. В такие дни театр вмещает до полусотни человек. А если зрители дети, то и того больше.
Актеров на сцене тоже немного, обычно от двух до пяти. На массовые постановки режиссер соглашается лишь в исключительных случаях. И не только потому, что места для игры маловато. Очень сложно собрать всех участников "большого" спектакля вместе: кто-то посменно работает на заводе, кто-то учится в вузе или занят бизнесом…"
из статьи "Театр, где можно услышать себя" И. Кондратьевой